Рекомендации психолога

 

Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту. Часто родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких-либо нарушений? Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

 

САНГВИНИК

Такой ребенок верток и подвижен. Слезы по­являются мгновенно, но он быстро утешается. Бы­стро переключается с одного занятия на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, рас­качиваться, бегать. Быть «непостоянным»           не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежадны. Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокой­ствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его тем­перамента. Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: про­смотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора и т. д.

 

 

 

МЕЛАНХОЛИК

В его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кро­ватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение непри­емлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. У ребенка должен быть в семье человек (родитель, бабушка, дедушка, сестра, наконец, домашнее животное), которому он мог бы довериться полностью, получать от него тепло и внимание. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструиро­вание, мягкие, не соревновательные игры.

 

ХОЛЕРИК

Ребенок  всегда  знает,   чего  хочет,   настойчив,  ре­шителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и   приключения.   С  трудом  идет  на  компромисс,   не прислушивается   к   мнению   других.   Излишне   само­стоятелен,  чтобы добиться своего,  бывает вспыльчив и   агрессивен.   В   его   поведении   многое   зависит   от воли,    многого    может    добиться    сам,    не   обращая внимания  на синяки и  шишки.  Спит  мало,   просы­пается   рано.   В   еде   неразборчив,   любит    «хватать куски».   В  его  поступках  часто  отсутствует  элемент обдумывания,    импульсивен,    подвержен    вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и   стать   «золотым»   ребенком.   Играет   в   грубые,   по­рывистые игры, часто конфликтует со сверстниками, В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения   и   спокойствия.    В   совместных    занятиях рекомендуются   подвижные,   соревновательные   игры, спортивные упражнения,  полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно

большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предус­мотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку- холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

 

ФЛЕГМАТИК

Медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, иг­рает спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает мед­ленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоя­тельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в тра­диционные ролевые игры (врач, дочки-матери). Схватывает и запоминает новые правила, инфор­мацию медленно, но надолго, редко ошибается.

 

Родителей беспокоит обесцвеченность эмоциональ­ного мира ребенка, некоторое безразличие и не­способность сопереживать. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. Старайтесь не слишком рано отправлять спать на ночь, не давайте пересыпать днем, утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегма­тику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будут действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, за­воеванию любви, особенно, если это родители или же симпатичный сверстник.

Таким образом, темперамент - прежде всего дан­ное природой, а природа, как известно, редко оши­бается. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребенка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, свое собственное «Я». Чаще встре­чаются смешанные типы.

Проведите   несложный  тест:

Начертите на листке бумаги горизонтальную ось и напишите у левого ее конца «замкнутость», а у правого — «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые дети, а у правого - очень открытые и общительные, а центр - это статисти­ческая норма).

 

Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную. Напишите у нижнего ее конца «эмо­циональная стабильность», а у верхнего - «не­вротизм» и поставьте на этой оси точку, соответ­ствующую вашим представления о душевном спо­койствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху дети с повышенной неврозностью и неустойчивыми эмоциями).

Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому же именно типу относится ваш ребенок.

Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе свидетельствует о холери­ческом темпераменте, ее попадание в правый верхний сектор         меланхолическом; если она оказалась в

левом нижнем секторе, это говорит о флегматическом типе; а если очутилась в правом нижнем о сангвиническом.

ЗАМЕЧАНИЕ:

  1. Старайтесь оценить   ребенка   не   по   состоянию   в данный  момент,   а  в   целом,   с  момента его  рож­дения.
  2. Данное определение достаточно схематично и при­ближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на возможность существования смешан­ных типов.

Познакомившись с описанием типов темперамента, а также оценив результаты теста,  вы глубже разобрались в природных качествах личности вашего ребенка и, наверняка, поняли, что многое малышу в его поведении можно простить, зная, что это его природа.

Неделя ПСИХОЛОГИИ

01.02.2021

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                        Заместитель директора по основной деятельности  ГУО 

«Детский сад-начальная школа п. Садовый» Пинского района

«______»_____________2021г.

____________ М.А.Локун

                                                            

План мероприятий

 в рамках Недели психологии

День недели

Мероприятия

Участники

Ответственные

Понедельник

01.02.21

 

«День радужного настроения»

Открытие недели психологии:

Психологические акции:

- «Дерево пожеланий и предложений».

Родители

Педагог-психолог

- «Радуга настроений».

Учащиеся начальных классов

Педагог-психолог

- «Забор психологической разгрузки»

Педагоги,

учащиеся начальных классов

Педагог-психолог

- «Гирлянда добрых дел».

Учащиеся начальных классов

Педагог-психолог

Игра-акция «Следопыты»

 

Учащиеся 2-4 классов

Педагог-психолог

Занятие с элементами тренинга: «Пойми меня»

 

Воспитанники разновозрастной группы № 2

Педагог-психолог,

воспитатель

Вторник

02.02.21

 

«День понимания»

 Психологический опрос-акция:

«Мы спросили у детей: «Кто такой психолог?»

Воспитанники дошкольных групп,

учащиеся начальных классов.

Педагог-психолог

Рисование-экспериментирование: «Превращение кляксы»

(кляксография).

Воспитанники средней группы.

Педагог-психолог, воспитатель

Мастер-класс: «Здоровьесберегающая технология. Арт терапия: рисование мандал

Учащиеся 3-4 классов.

Педагог-психолог,

классные руководители.

Анкетирование: «Мой стиль воспитания ребенка в семье?»

Родители воспитанников

Педагог-психолог

Четверг

04.02.21

«День дружбы»

Игра-акция: «Большая переписка друзей»

Учащиеся 2-4 классов.

Педагог-психолог, классные руководители

Мульттренинг: «Дружба»

 

Воспитанники второй  младшей группы.

Педагог-психолог, воспитатель

Занятие с элементами тренинга: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности»

Воспитатели дошкольных групп,

классные руководители начальной школы.

Педагог-психолог

Пятница

05.02.21

«День пожеланий»

Закрытие недели психологии:

Занятие-тренинг: «Солнце в ладошке»

Учащиеся 1 класса.

 

Педагог-психолог,

классный руководитель

 

Конкурс рисунков: «Мой любимый детский сад» (проективная методика).

Воспитанники разновозрастной группы № 2.

 

Педагог-психолог,

воспитатель,

 

 

Заместитель директора

По основной  деятельности                                              Локун М.А.

Что такое самооценка?

Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?

 

Тест «ЛЕСЕНКА»

(тест «Десять ступенек»)

 

Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста "Лесенка". Его используют с 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

  • Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.
  • Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

 

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

 

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

 

"Имя"

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, кем он есть сейчас.

"Проигрывание ситуаций"

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

-- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

-- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

-- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

"Жмурки"

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

"Зеркало"

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в " Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог С.Е.Кулик

Копинг-стратегии

13.11.2020
развернуть

Формирование копинг-стратегий как профилактики  кризисных состояний

Слово кризис мы воспринимаем как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее.

Кризисное состояние содержит опасность. Следовательно, его следует избегать, устранять, предотвращать.  Безусловно, что психические кризисы могут нести в себе угрозу.

"Копинг" (от англ. to соре - справиться, совладать).

Копинговые стратегии — это все то, что помогает человеку преодолеть стрессовое напряжение. Стрессовая ситуация характеризуется тревогой, сложностью, неопределенностью. Стратегии копинга дают возможность справиться с тяжелой проблемой. Стратегия может быть эмоциональная или поведенческая. В русской психологии  используют понятие «переживание» или «совладающее поведение». 

 

Суть совладания в том, чтобы человек смог преодолевать жизненные трудности или уменьшал их влияние на организм.

 

 

Описание понятия «копинг-стратегия» целесообразно с младшего школьного возраста.

Дошкольник еще не владеет копинг-стратегиями в силу возрастных особенностей психического развития, он реагируют на стрессовые ситуации, демонстрируя психологическую защиту.

Сталкиваясь с негативными событиями, тяжелыми неблагоприятными ситуациями  важно найти эффективные способы разрешения проблемы – адаптивные, позитивные копинг-стратегии.

Проблемно-ориентированный копинг  - это действия, направленные на решение самой проблемы:

- осмысление проблемы:  во время переживания стресса важно изменить ситуацию с помощью обдумывания проблемы, поиска информации, как поступить и что делать. Такое осмысление помогает избежать необдуманных поступков и импульсивных действий;

- контролирование эмоций;

- поиск одобрения и поддержки у близких.

 

Эмоционально-ориентированный копинг включает в себя мысли, помогающие снизить психологический пресс от напряженного состояния:

- переключение на другую деятельность;

- творчество: переживание выражается через рисование, вышивание и другие формы искусства. Сюда же относится и юмор, который позволяет в негативной ситуации найти какой-то позитив;

-фантазирование – также важный вид копинга, при котором личность задействует воображение;

- выплеск эмоций – такой копинг, когда даже деструктивные переживания могут помочь найти выход из ситуации;

- разрядка – поведение, когда деструктивные переживания переносятся на материальные предметы;

Применение тех или иных копинг-стратегий имеет огромную зависимость от типа детско-родительских отношений в семье.

Совладающее поведение родителей имеет огромное влияние на формирование у детей моделей совладающего поведения.

Рис. 1Модель формирования механизмов совладания у детей.

  1. Поиск социальных контактов с целью получения поддержки (обнимаю, прижимаю, глажу, говорю с кем-нибудь, прошу прощения, проговариваю случившееся, меня принимают и понимают).

Здесь важную роль играет материнское совладание.  Если мать склонна к уходу от проблем  (самоустранению от детских проблем), вероятность выбора ребенка данной стратегии уменьшается.

  1. Рефлексивный уход. Выбор детьми копинг-стратегий, направленных на рефлексивный уходот проблем (думаю об этом, молюсь, говорю сам с собой, остаюсь один), оказывается под влиянием отцовского поведения.

Отцовская любовь «условна», ребенку одновременно симпатизируют, но в то же время не всегда принимают его действия и поступки. Отец для детей выступает эталоном и примером для подражания, поэтому дети никогда не останутся один на один со своей проблемой. Ребенок охотнее откажется от социально-неодобряемых стратегий совладания, стараясь «соответствовать» требованиям и ожиданиям отца.

Стремление отцов занимать отстраненную позицию в семейной обстановке и окружающей действительности, избегание проблем, ситуативное использование ими отвлечения от трудных ситуаций,  располагает ребенка к отказу от копинг-стратегий, направленных на рефлексивный уход от неприятных и тревожащих ситуаций.

  1. Деструктивная эмоциональная экспрессия. К данной стратегии (кусаю ногти, воплю, кричу, плачу, грущу, бью, ломаю, швыряю вещи, дразню кого-нибудь) чаще всего прибегают дети, чьи родители  используют воспитательные установки и авторитарный контроль за поведением ребенка.  

Хотелось бы так же отметить, что дети с тревожной привязанностью демонстрируют пассивный стиль копинг-поведения. Уверенно привязанные дети выбирают активно-деятельностные копинг-стратегии, позитивные аффекты у них преобладают над негативными.

Именно гармоничное взаимодействие в диаде «родитель – ребенок» (взаимное принятие, согласованность тактик родителя и ребенка, сотрудничество) выступает залогом построения у детей адаптивной функциональной модели совладания.

 

 

 

свернуть

Рекомендации родителям!

13.11.2020
развернуть

Рекомендации родителям по оказанию помощи ребенку в кризисных ситуациях

Уважаемые родители!  В кризисных жизненных ситуациях ваших детей важно понять, как вести себя и каким образом разрешить ее более эффективно и позитивно.

Для начала попробуем понять, что такое кризис.

Психологический кризис - эмоциональное состояние человека, вытекающее из стрессовой ситуации, связанной с нежелательными переменами в жизни.

Слово «кризис» мы воспринимаем как своего рода предупреждение: Следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс правильно отреагировать на создавшуюся кризисную ситуацию.

Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств.

Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизни.

Кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека:

  • кризисы развития (возрастные кризисы);
  • кризисы утраты и разлуки;
  • травматические кризисы
  • кризисы отношений и состояния души;
  • кризисы смысла жизни;
  • морально-этические кризисы.

Процесс проживания ребёнком кризисной ситуации неоднороден, состояние ребёнка постоянно меняется.

 

Сначала происходит первичный рост психоэмоционального напряжения, ребёнок ищет способ разрешения ситуации. Начало кризиса у ребёнка сопровождается подъёмом негативных эмоций, которые он «выплёскивает» на окружающих. Чаще всего это вызывает у окружения негативную реакцию, приводит к ссорам, дракам, агрессивному поведению и т.д.

Если поиски выхода из ситуации оказываются безрезультатными, то происходит дальнейший рост напряжения, что усиливает негативные реакции: злость, гнев, агрессию и т.п.

Если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности, и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям.

Именно на последней фазе наиболее вероятны девиантные формы выхода из кризиса (например, физическая агрессия и аутоагрессия вплоть до суицида), апатия и прекращение сопротивления, психозы, тяжёлые психосоматические заболевания и т.д.

А почему ребенок оказывается в кризисных ситуациях? Проблемы взаимопонимания с другими людьми: взрослыми, детьми, учителями. Конфликты с одноклассниками. Проблемы, связанные с успеваемостьюНарушения детско-родительских отношений.

Как понять, что ваш ребенок переживает кризисную ситуацию? Симптомами переживания кризисной ситуации у детей являются:

-  Изменение аппетита и веса тела.

-  Потеря энергии.

-  Изменение продолжительности сна.

-  Изменение психомоторной активности.

-  Социальная замкнутость.

-  Несвойственная раньше агрессивность.

-  Соматические жалобы.

-  Ожидание наказания.

- Депрессия – это длительное состояние душевного расстройства, которое характеризуется упадком сил и снижением активности. Именно депрессия может привести к мыслям о самоубийстве.

Кризисные ситуации чаще случается в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания, где все нормы и правила обязательны к выполнению, и ориентация воспитания в основном на внешнее благополучие. «Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано. Не позорь меня перед соседями». Воспитание больше похоже на указания начальника, которому нужен факт и не интересен внутренний мир сотрудника, служащего. И вместо понимания и сочувствия ребенку можно услышать: «Мне бы твои проблемы! Все это глупости! Мне сейчас некогда, потом поговорим». Не уделяя больше 5-ти минут на более глубокое понимание.

Часто, упрекая сына или дочь, родители произносят порой слова настолько жестокие  и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Особенно те слова, которые сказаны в порыве гнева, несдержанности.

Заметив признаки переживания ребенком кризисной ситуации, как родителям, важно не надеться, что это само собой пройдет.

 Благоприятные и необходимые действия родителей:

  1. получение информации:  постараться понять, что произошло. Поговорите с ребенком, возможно, он сам будет готов рассказать вам о происходящем. Проясните ситуацию с педагогами;
  2. ответная реакция, как родителя на сложившуюся ситуацию с вашим ребенком (или тем о ком идет разговор). Не торопитесь давать комментарии в адрес поступка или человека. Постарайтесь войти в положение, посмотреть на ситуацию глазами ребенка;
  3. принятьситуацию (например, осознать, что ребенок уже взрослый);
  4. оказание помощи ребенку.

 

В чем заключается ваша помощь?

  • В ваших силах дать понять ребенку, что он на первом местев вашей жизни. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами. Для этого в процессе общения подчеркивайте свой интерес кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
  • Покажите, что вы любите своего сына или дочку. Что бы ребенок знал: « Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того как веду себя, если не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно». Для этого старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
  • Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами. Внушайте оптимизм. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».
  • Не применяйте физические наказания. Это унижает честь и достоинство ребенка. Помните, что ребенок в трудной жизненной ситуации ждет от вас поддержки.
  • Найдите способ успокоить своего ребенка. Постарайтесь подобрать особые слова, обнимите, пожалейте.
  • Никогда не бойтесь обратиться к специалистам. Но помните, что гармоничное преодоление кризисных ситуаций у ребенка возможно только совместными усилиями педагога-психолога и родителей.

Любите своего ребенка! Будьте рядом с ним в радостные и в «трудные» минуты жизни!

Спасибо за внимание!

свернуть