Родительский университет

Положение о родительском университете в ГУО «Начальная школа п. Садовый» Пинского района

развернуть

Положение о родительском университете

в  ГУО «Начальная школа п. Садовый» Пинского района

 

Ι. Общие положения

  1. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования родительского университета (далее – университета).
  2. Университет открыт и работает на базе государственного учреждения образования «Начальная школа п. Садовый» Пинского района.
  3. Цель университета ­– создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
  4. Основные задачи, решаемые в рамках университета:

- создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;

- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению правовых знаний законных представителей;

- популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

  1. В своей работе родительский университет руководствуется:

- Кодексом Республики Беларусь об образовании;

- Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

- Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»;

- настоящим Положением;

- иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Родительский университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
  2. Руководство работой родительского университета осуществляет заместитель директора по основной деятельности (Ректор университета).
  3. В состав университета входят 4 кафедры:

  - Кафедра правовых знаний;

  - Кафедра возрастной и семейной психологии;

  - Кафедра педагогики;

  - Кафедра конструктивного взаимодействия.

  1. Руководство кафедрой осуществляет на общественных началах педагогический работник (заведующий кафедрой), которому данная функция вменена приказом директора учреждения образования.
  2. На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет педагог, ответственный за работу сайта, которому данная функция вменена приказом директора школы.
  3. Деятельность университета
  4. Организация образовательного процесса в родительском университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  5. Учебный год в родительском университете начинается с 1 октября и заканчивается не позднее 31 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

  1. Тематику занятий в университете разрабатывают заведующие кафедр с учетом запросов законных представителей несовершеннолетних.
  2. К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах педагоги, воспитатели и специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.
  3. Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.
  4. Обучение родителей организуется в соответствии с циклом для родителей обучающихся I ступени общего среднего образования.
  5. Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.
  6. Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:

I – Основы правовых знаний;

II – Основы возрастной и семейной психологии;

III – Основы педагогических знаний;

IV – Основы конструктивного взаимодействия.

         Курсы базового модуля ведут только специалисты, имеющие профессиональное образование.

  1. Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высококвалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности.
  2. При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется в случае ухудшения эпидемиологической обстановки, при невозможности организации очных встреч с родителями.
  3. Занятия в родительском университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов, дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.), тренинговых занятий, деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.
  4. По окончании учебного года при условии посещения всех занятий цикла родители получаютэлектронный сертификат установленного учреждением образования образца.

III. Участники родительского университета.Их права и ответственность.

  1. Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
  2. Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе родительского университета несут заведующие кафедрами и ректор.
  3. Все участники родительского университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.
  4. Документация университета
  5. В университете предусмотрено наличие следующих документов:

         - Приказ об организации родительского университета;

         - Положение о родительском университете;

         - План работы родительского университета;

         - Формы анкет для родителей;

        - Образец электронного сертификата, установленный учреждением образования образца.

свернуть

План работы родительского университета на I ступени «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов на2024/2025 учебный год

развернуть

План работы родительского университета

на I ступени «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

на2024/2025 учебный год

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведен.

Форма проведен.

Ответствен.

I класс

1.

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

октябрь

лекция

Классн. рук. Гуд Ю.А.

2.

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

декабрь

практикум

Классн. рук.

Гуд Ю.А.

мед. работн. Роля Т.Н.

3.

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться.

март

дискуссия

Классн. рук.

Гуд Ю.А.

 

4.

Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребёнка.

май

семинар-практикум

Классн. рук. Гуд Ю.А.,

педагог-психолог Кулик С.Е.

II класс

5.

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа

Классн. рук. Цупик А.А.

6.

Тема 2. Жертвой может стать любой ребенок. Актуальность проблемы  насилия в отношении несовершеннолетних. Виды и формы насилия. Выявление признаков насилия.

Практические советы по предупреждению насилия в отношении детей.

декабрь

консультация

Классн. рук. Цупик А.А.

7.

Тема 3. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребёнка.

март

лекция

Классн. рук. Цупик А.А.,

педагог-психолог Кулик С.Е.

8.

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться.

май

круглый стол

Классн. рук. Цупик А.А.

III класс

9.

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

октябрь

беседа

Классн. рук. Суховерхая Т.А.

10.

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

декабрь

лекция

Классн. рук. Суховерхая Т.А.

11.

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребёнок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни.

март

круглый стол

Классн. рук. Суховерхая Т.А.,

мед.работн.

Якубчик Я.И.

12.

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищённости, тепла и любви.

май

Психологический треннинг

Классн. рук. Суховерхая Т.А., педагог-психолог Кулик С.Е.

 

IV класс

13.

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 класса

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

октябрь

лекция

Классн. рук. Горновская Н.Г.

14.

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

семинар-практикум

Классн. рук. Горновская Н.Г.

педагог-психолог Кулик С.Е.

15.

Тема 3. Ребёнок и компьютер

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребёнка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребёнка при работе за компьютером.

март

конференция

Классн. рук. Горновская Н.Г.

16.


 

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребёнка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

май

круглый стол

Классн. рук. Горновская Н.Г., библиотекарь сельской библиотеки п. Садовый Громада А.Н.

свернуть