Изучаемые вопросы

Родительский университет «Безопасность детей и подростков в сети Интернет»

развернуть

Родительский университет

«Безопасность детей и подростков в сети Интернет»

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека. И дети не остаются в стороне от этого процесса.

Тенденции к развитию облачных технологий и общения в социальных сетях стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют Интернет, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни.

Польза социальных сетей для подростка

Поддержка связи с друзьями и родственниками

Возможность заводить интересные знакомства

Потенциал для саморазвития и помощь в учебе

Улучшение коммуникационных навыков и креатива

Обратная сторона соцсетей

Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Некоторые дети настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Как защитить ребенка от интернет-зависимости?

  1. Как можно больше общаться с ребенком.
  2. Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
  3. Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.
  4. Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
  5. Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
  6. Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.
  7. Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.

Кибербуллинг (cyberbullying) – это долговременные издевательства и унижающая критика человека в соцсети. Подобная травля может довести даже до суицида. Интернет, изначально придуманный как ресурс для общения и обмена информации между учеными из разных уголков планеты, активно развивается. На данный момент практически 70 % людей со всего мира могут выходить в сеть, при этом большинство из них имеет аккаунты в соцсетях, где активно обсуждаются различные темы и ведутся жаркие споры по любой теме. А поскольку мир онлайн населяют такие же люди, как и офлайн, конфликты неизбежны. Всё чаще в сети начинают появляться «хулиганы», получающие удовольствие, унижая других участников беседы. Это явление называется кибербуллинг.

Как избежать травли, как защититься от обидчиков, есть ли возможность их наказать? Как уберечь своих детей? В этих и других вопросах мы сегодня попробуем разобраться.

Что такое кибербуллинг?Термин «кибербуллинг» ввели психологи в середине 1990-х годов, когда интернет пришёл в массы, чтобы описать травлю в онлайн-среде. Кибербуллинг может иметь разные формы: оскорбления, преследование, шантаж, домогательства, клевета, распространение личных данных. Всё это наносит психологическую травму жертве.

Кибербуллинг может быть:

  1. Публичным: в присутствии зрителей, например, в обсуждениях под постом.
  2. Личным: оскорбления поступают через личные сообщения.

В отличии от обычного буллинга – травли в реальном мире – кибербуллинг происходит в интернет-среде, и зачастую не переходит в офлайн. Однако, если речь идёт о травле внутри коллектива (например, в классе), то виды буллинга успешно дополняют друг друга, усугубляя положение жертвы. Но если в реальности хулигана все видят и знают, то в сети процесс становится анонимным.Важно отметить, что кибербуллинг – это длительный, систематический процесс. Единичный нелестный комментарий или гневный ответ ещё не является травлей.

Кто же становится агрессором и жертвой? Как правило, с кибербуллингом чаще встречаются учащиеся средней и старшей школы, поскольку именно в подростковом возрасте дети пробуют разные формы доминирования в коллективе. Подростки ещё не умеют адекватно выражать свои чувства и эмоции и выпускать агрессию социально приемлемым путём. Однако, это не значит, что травле не может быть подвержен любой другой пользователь сети.

Участники кибербуллинга

В процессе травили (как онлайн, так и офлайн) всегда принимает участие несколько сторон. Рассмотрим подробнее их портреты .

Агрессор

Человек, нападающий на жертву, как правило сам не уверен в себе и боится, что это станет заметным. Он хочет быть выше других, но не за счёт своих особенностей, а за счёт обесценивания жертвы. И если раньше задирой становились физически более развитые ребята, то с развитием технологий самоутверждаться за счёт других может кто угодно.

Благодаря возможностям сети агрессор может прятаться под разными аккаунтами, а также заводить сообщников, что увеличивает объём вреда, наносимого жертве. Анонимность в интернете растормаживает нападающих и позволяет им больше, чем они могли бы сделать в реальной жизни.

Жертва

Жертвой кибератаки может стать любой человек.

Как правило жертвами становятся тревожные, зажатые, пугливые подростки. У них мало знакомых и друзей, которые могли бы прийти на помощь и заступиться. Низкая самооценка только поддерживает в них убеждение, что всё сказанное агрессором правда, и дать отпор просто нет никакой возможности. А высокая тревожность не позволяет активно работать над собой. Таким образом агрессор быстро вычисляет «болевые точки» жертвы и начинает планомерно разрушать её жизнь.

Свидетели:

  • «Помощники агрессора»очень конформны (согласны с мнением большинства), готовы выполнять поручения агрессора и боятся оказаться на месте жертвы;
  • «Защитники»— участники кибербуллинга, всеми силами старающиеся остановить травлю, найти слова примирения. Они неконфликтны и хотят комфортного существования внутри коллектива. Это люди с нормальной самооценкой, не ищущие неприятностей.

Виды Кибербулинга:

Бойкот

Эта форма кибербуллинга проявляется в том, что жертву исключают из всех кругов общения в интернете. Группы, чаты, паблики – любая площадка, где происходит общение класса. При этом изгнание может быть (и часто бывает) молчаливым: человеку об этом даже не сообщают. Изгнание может быть и неявным – в этом случае сообщения жертвы просто игнорируются. Исключенного не допускают к играм, встречам и другим активностям. 

Домогательство

Один из самых опасных видов травли в интернете. При нем ребенку постоянно присылают личные сообщения: угрожают, оскорбляют, высмеивают, ведут с ним психологические игры – например, задают вопросы и подлавливают на «неправильных» или «глупых» ответах. Одноклассники могут делать это в качестве «наказания», ради веселья или просто потому, что ученик им не нравится.

Аутинг

Аутингом называют публикацию личной информации человека без его согласия. Причем к травле относится именно целенаправленная публикация такой информации с целью его унизить или шантажировать. Сюда же относятся и угрозы распространить личную информацию, передать ее учителям, полиции, использовать для создания клеветнических публикаций.

Главный способ предотвратить аутинг – выкладывать минимум личной информации в общедоступное поле. Не публиковать в соцсетях номер телефона, не вывешивать адрес, не открывать свой аккаунт для незнакомых людей, не давать читать свои личные переписки третьим лицам

Фрейпинг

В этом случае обидчик, получив доступ к аккаунту, меняет его данные (в том числе пароль и коды доступа, что делает невозможным его вернуть) и публикует нежелательный контент от имени владельца. Фрейпинг – один из самых болезненных приемов кибербуллинга, он наносит ребенку огромное унижение.

Кетфишинг

Этот способ похож на фрейпинг и тоже связан с манипуляциями с аккаунтом. Только на этот раз агрессор не угоняет его, а создает новый, полностью идентичный оригинальному профилю жертвы. Там могут быть все доступные фотографии, тот же текст – или слегка измененный. С помощью «фейка» агрессор может троллить других, устраивать провокации или пытаться выставить владельца оригинального профиля на посмешище.

Мой ребёнок – жертва

Все родители хотят, чтобы их дети были здоровы и счастливы, чтобы у них были друзья, хороший класс, лучшие преподаватели, а школьные годы остались в памяти как весёлое время. Однако далеко не всегда так получается.

Признаки того, что ребёнка травят в интернете:

  1. Ребёнок стал меньше проводить времени в телефоне или, наоборот, зачастил туда.
  2. После пребывания в интернете подросток подавлен, раздражителен, расстроен.
  3. Ребёнок закрывается, не хочет идти на контакт, не хочет говорить о том, с кем он общался и о чём.
  4. Успеваемость падает.
  5. У ребёнка нарушается аппетит, появляются головные боли и другие психосоматические нарушения.

Заметив изменения в поведении подростка, родителям необходимо постараться вывести его на разговор о происходящем. Не надо давить и шпионить за ребёнком: просто скажите, что вы всегда рядом и готовы ему помочь.

План защиты

  1. Научите ребёнка блокировать нежелательных посетителей его социальных сетей. Найдите вместе функции «пожаловаться» или «добавить в чёрный список» — они есть практически на всех интернет-ресурсах. Для «мимо проходящих хулиганов» это сработает практически моментально. Если распространение слухов, видео или фото осуществляется через некое сообщество или общий чат, где нет возможности на прямую убрать оскорбления, обратитесь к администрации сообщества или сайта с просьбой удалить нежелательный контент.
  2. Настройте страницу в соцсети, повысьте уровень её безопасности, удалите всю личную информацию, которая может стать доступна агрессорам. Запретите другим пользователям отмечать ребёнка на фотографиях и видеозаписях.
  3. Не отвечайте на кибербуллинг, не вступайте с обидчиком в беседу. Задача агрессора — получить как можно больше эмоций в ответ, почувствовать своё превосходство. Игнорирование его действий в конце концов заставит его либо совершить ошибку, за которую можно будет привлечь по статье, либо он потеряет интерес к жертве.
  4. Постарайтесь узнать, кто именно обижает вашего ребёнка. Это позволит наказать обидчика в реальной жизни.
  5. Сделайте скриншоты переписок, комментариев и других материалов, которые позволят вам подтвердить свои слова, однако, при наличии угроз или подозрений на домогательства – это может рассматриваться как основание для возбуждения уголовного дела.
  6. Поскольку кибербуллинг часто случается именно внутри класса или школы, не бойтесь привлекать к решению проблемы классного руководителя, социального педагога, психолога и администрацию. Необходимо обратить внимание на эту проблему, чтобы помочь детям наладить взаимоотношения в классе и остановить травлю.

Помните, что доверительные и тёплые отношения в семье позволят ребёнку как можно раньше обратиться к вам за помощью и получить минимальный вред от кибербуллинга.

  1. Доступ к неподходящей информации:

-Сайты, посвященные продаже контрабандных товаров или другой незаконной деятельности.

-Сайты, размещающие изображения порнографического или иного неприемлемого сексуального контента, к которым дети могут легко получить доступ.

Основная часть порнографических материалов передается через Интернет. Нередко распространителями такой информации становятся несовершеннолетние, которые не осведомлены о том, что их действия – уголовно наказуемое деяние.

Ответственность предусмотрена ст. 343 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера» Уголовного кодекса Республики Беларусь. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 4 лет.

Размещение порно – видеороликов, изображений, ссылок на них – на страницах соцсетей, доступ к которым открыт широкому кругу людей, законом расценивается как действие, направленное на рекламирование порнографического материала. Это влечет уголовную ответственность, которая в таком случае наступает с 16 лет

-Сайты, пропагандирующие наркотики.

Наркотические закладки – это распространение запрещенных веществ, спрессованных в небольшие пакеты. Схема распространения следующая: покупатель оформляет заказ через интернет (даркнет), либо у знакомых наркодилеров, после чего курьер получает данные о местонахождении клиента, прячет закладку и связывается с конечным потребителем. Ему остается только забрать товар.

Главари преступной группировки и их ближайшие лица не принимают участие в распространении, на практике они ни при каких обстоятельствах не посещают места закладки (это будет действовать против них в суде). Для этого находят работников через интернет, желающих заработать деньги, и используют их в качестве посредников.

Особенность передачи наркотиков через закладки усложняет работу правоохранительных органов, потому как наркодельцы и курьеры не встречаются с покупателями. Как выглядят закладки наркотиков?

Закладки неприметны, их размер сравним с пачкой сигарет. Как показывает опыт, в одной закладке содержится до 6 г наркотических веществ. По цвету может различаться в зависимости от вида наркотика (от белого до темно-зеленого).

Как происходит закладка наркотиков?

Потребитель находит в даркнете заинтересованных лиц, выбирает наркотическое вещество (организатор нигде не сообщает настоящий состав). Продавцы придумывают альтернативные названия.

Следующие действия потребителя: он связывается с наркодилером, делает заказ, оплачивает его с помощью электронных денег, либо криптовалюты. Затем курьеру высылают координаты закладки, он выезжает на место, прячет наркотики и после этого сообщает потребителю точное местонахождение.

Для закладок используют малозаметные места (горшки в подъездах, заброшенные стройки, подвалы, электрощитки). Бывают случаи, когда наркотики прячут в сугробах или закапывают в землю.

 Минимальный возраст, с которого наступает уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов – с 14 лет.

4.Секты

Следите за тем, с кем и на каких сайтах общается ребёнок в Сети. Проверяйте сообщества, форумы, чаты и сразу блокируйте подозрительные из них. Сектанты - вербовщики всегда принимают облик друзей и обещают что-то хорошее – разберитесь в вопросе сами, насколько это возможно. И помните! Всякое дерево познаётся по плодам. Не позволяйте встречаться с незнакомыми виртуальными собеседниками.

5.Вирусы, трояны, обманщики

Помимо опасностей человеческих, есть ещё опасности чисто технические. Заблудившись в Сети, очень легко заразить компьютер вредоносными программами, которые могут добавить вам головной боли: кража паролей и прочей конфиденциальной информации, спам от вашего имени, хулиганство, вымогательство, угрозы – всё это может быть плодами вирусов.

6.Интернет-магазины

Сейчас развелось множество различных сайтов, предлагающих огромный ассортимент различного вида товара: от дисков до компьютера последнего поколения. К сожалению, в погоне за количеством, теряется качество, а методы привлечения клиентов у многих Интернет-магазинов давно уже вышли за рамки законов и совести. Вам могут запросто прислать подделку или вовсе оставить ни с чем. Кто-то скажет – если целиком оградить ребёнка от всего этого, то он окажется неподготовленным к жизни и сильно пострадает, столкнувшись один на один с жестокой реальностью. Это очень опасное заблуждение. Вы никогда не сможете оградить ребёнка от мира целиком. Поверьте, он в достаточной мере получит контакт с враждебной внешней средой в школе, на улице, со сверстниками и даже по телевизору. Если и в семье ребёнок не увидит стремления к чистым и светлым принципам, то как же он сделает правильный выбор в будущем? Помните! Оградить ребёнка от всего чистого и светлого – ничего не стоит.

Рекомендации для родителей

Обеспечение безопасности ребенка в Интернет пространстве.

 В данном возрасте ребенок уже обладает определенными навыками и познаниями о работе в сети, не готов к постоянному личному контролю со стороны взрослых, однако все еще требует контроля.

Рекомендации:

  • создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;
  • используйте средства фильтрации нежелательного контента;
  • напоминайте о конфиденциальности личной информации;
  • приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета, при скачивании и установке программного обеспечения;
  • поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;
  • настаивайте на том, чтобы ребенок позволял Вам знакомиться с содержимым его электронной почты, учетных записей в социальных сетях, перепиской в средствах мгновенного обмена сообщениями;
  • расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.

 Заместитель директора по основной деятельности

О.В.Ярошевич

свернуть