Методические ресурсы

Занятие по ФЭМП
для детей старшего возраста
«Белоснежка и семь гномов»

Программные задачи:
-Формировать представление о числе и цифре7, упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах 7, познакомить с седьмым днём недели – воскресеньем, формировать представление о неделе, закреплять умение узнавать, различать и называть геометрические фигуры.

-Развивать внимание, память, мышление, восприятие, мелкую моторику рук.
-Воспитывать чувство взаимовыручки.
 
Наглядный материал: Рабочая тетрадь «Математический калейдоскоп» И.В. Житко, игра «Достань угощение»: учебное наглядное пособие «Навстречу математике» И.В. Житко, ноутбук, волшебная палочка, наборы цифр от 1 до 7, иллюстрации гномов, конверт, схема недели для составления (2 шт.), цветные круги для игры «Живая неделя», цифра 7, иллюстрация радуги (2шт.), геометрические фигуры, тележка, «бусинки», шнурок, карточки для дополнительного задания.
 
Предварительная работа: Просмотр сказки «Белоснежка и семь гномов».
 
Ход занятия
 
Сюрпризный момент
(Дети с воспитателем стоят в кругу на ковре)
-Ребята, посмотрите, у меня есть волшебная палочка. Она исполняет все мечты и пожелания. Давайте передадим палочку по кругу и произнесём свои пожелания друг другу, гостям. Я желаю, чтобы вы на занятии были внимательными и старательными. (Пожелания детей.) А ещё я желаю очутиться в сказке.
-Итак, мы отправляемся в гости к сказке. (Идём по кругу к ноутбуку)
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится
Скажем, в гости заходи.
-Наш путь лежит в сказку, в названии которой есть число 7. Догадались, о какой сказке идёт речь?
 
Основная часть
-А вот и сама Белоснежка. Она заблудилась в лесу. Давайте ей поможем, посмотрите внимательно на картинку в ноутбуке.
-Где находится Белоснежка?
-Кто изображён справа от Белоснежки? Кто стоит слева от Белоснежки?
-Кто изображён в правом нижнем углу? Кого вы видите в левом нижнем углу?
-Сколько животных вы видите?
-Сколько птиц слева?
-Сколько птиц справа?
-Ребята, а как вы думаете, кто является друзьями Белоснежки? Конечно, это гномы. (Дети садятся на свои места)
 
 Работа с числовым рядом. 
- Давайте немного пошумим, вдруг они нас услышат. Сейчас вы будете считать, сколько раз я хлопнула в ладоши, и покажите эту цифру.
- мальчики считают от 1 до 10, девочки от 10 до 1;
- счет от 4 до 9, от 8 до 2;
- назовите число, следующее за числом 4, 8;
- назовите число, которое стоит перед числом 3, 7;
- назовите число, которое стоит между числами 3 и 5, 4 и 2;
- назовите соседей числа 2, 5.
-А вот и хозяева дома - гномы. Посмотрите, какие они разные. Вспомните, как их зовут. Давайте сосчитаем гномов. Сколько гномов смотрит вправо? Влево?
 
«Дни недели»
-Ребята, давайте посмотрим, что у гномиков в конверте. (Читаю загадку из конверта) Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний. (Дни недели)
-Сколько дней в неделе?
-Назовите первый день. Каким цветом он обозначен?
-Назовитепятый день, каким цветом он обозначен?
-Какой сегодня день? Какой будет завтра?
-Назовите дни, когда мы ходим в детский сад.
-Какие дни выходные?
-Седьмой день недели – воскресенье, его мы будем обозначать фиолетовым цветом. (Показываю на схеме недели). В воскресенье мы отдыхаем, ходим в парк, в гости к друзьям.
-А теперь давайте поиграем в игру «Живая неделя». У вас есть разноцветные круги, я буду загадывать загадку про день недели, а тот, у кого соответствующий круг, выходит и строится в ряд. (Дети выходят строится на ковре)
-Оставшиеся дети будут жюри. Вы составите схему недели на местах, а потом проверите, правильно ли построились ваши товарищи.
— Первый день нашей недели, трудный день, он… (понедельник).
— Вот жираф заходит стройный говорит: «Сегодня… (вторник).
— Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас … (среда).
— Весь почистили мы снег на четвертый день в… (четверг).
— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была… (пятница).
— На шестой день папа не работал, потому что была … (суббота).
— Я у брата попросил прощения на седьмой день в … (воскресенье).
-Жюри проверьте, правильно ли ваши товарищи составили схему недели. Молодцы! (Дети возвращаются на места)
 
-Посмотрите, гномик Ворчун совсем загрустил. А знаете почему? Он никогда не видел цифру 7, не знает, как её писать. Давайте вместе с Ворчуном познакомимся с цифрой 7. Число 7 на письме обозначается цифрой 7. (Выставляю цифру 7)
-На что похожа цифра 7? (На косу, клюшку, кочергу)
-За каким числом идёт число 7? 
-На сколько единиц число 7 больше 6?
 
Пальчиковая гимнастика
-Прежде чем начать писать цифру, нужно подготовить наши пальчики.
Утром гномы в лес пошли, (пальчиками правой руки идём по левой ладошке)
По дороге гриб нашли (левая рука в кулаке, правая ладошка накрывает сверху левый кулак)
А за ним–то -- раз, два, три, (поочерёдно меняются руки, то левая рука в кулаке, то правая)
Показались ещё три (показываем правой рукой три пальца).
И пока грибы срывали, (обхватывают по очереди правой рукой левый кулак, то левой рукой правый кулачок)
Гномы в школу опоздали (руки к щекам, горестно покачивая головой)
Побежали, заспешили (пальчиками левой руки бегут по правой ладошке)
И грибы все уронили (хлопок и руки развести в разные стороны)
 
Работа в тетради стр. 42 «Цифра 7»
-Откройте тетради на стр.4 2, (по закладке), сядьте ровно, положите тетрадь под наклоном, возьмите правильно любой цветной карандаш и разукрасьте цифру 7. 
-Посмотрите внимательно на доску, как нужно писать цифру семь. Начинаем писать слева, ведём плавную линию вправо, далее ведём наклонную линию вниз. Посередине наклонной палочки пишем горизонтальную палочку. 
- А сейчас возьмем в руки воображаемые ручки и пропишем в воздухе цифру семь. Нарисуйте цифру 7 по точкам. Нарисуйте цифру из снежинок. (Работа в тетради)
 
Физкультминутка
(Дети становятся в круг на ковре)
Гномы утром рано встали,
Молоточки в руки взяли,
Дин-дон, дин-дон.
Гномы строят новый дом,
Красят стены, крыши, пол,
Подметают все кругом.
А потом… А потом…             
Мы к ним в гости придем
И подарки принесем.
На пол мягкую дорожку,
Расстелем ее к порожку
Две подушки на диван,
Меда липового жбан.
 
-Знаете ли вы, где можно встретить цифру 7? (Номер дома, квартиры, автобуса)
-Вспомните в названиях, каких сказок встречается число 7? Вспомнить сказки нам помогут слайды в ноутбуке: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Цветик-семицветик». (Подходим к ноутбуку)
 
Работа в тетради стр. 42 «Палитра»
(Дети подходят к радуге)
-Однажды гномы возвращались с работы и увидели вот такую некрасивую радугу. Оказывается, во всём виновата зимняя туча, которая смыла все краски. Гномики очень расстроились.
-Какие цвета исчезли с радуги?
-Сколько цветов радуги?
-Какие слова помогают нам вспомнить расположение цветов? Давайте повторим их вместе.
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
-Но все цвета вернуть можно, нужно лишь правильно разукрасить палитру в тетради.
Садитесь на места, и мы продолжим заниматься в тетради. Палитра – это предмет на котором всегда семь красок. Цвета палитры соответствуют цветам радуги. Давайте поможем вернуть радуге прежнюю красоту. (Разукрашиваем радугу)
Зрительная гимнастика «Радуга»
- А теперь я предлагаю вам прогуляться глазками по радуге, внимательно следите за указкой.
-Пробежим глазками вправо по жёлтой дорожке.
-Обратно влево -- по голубой.
-Пробежим глазками по кругу сначала по красной дорожке, а потом по фиолетовой, пробежим 3 таких круга.
-Попрыгаем по радуге глазками: с красного цвета -- на синий, с синего -- на оранжевый, с оранжевого -- на фиолетовый, с фиолетового -- на зелёный.
-А теперь закрыли глазки, и представили яркое голубое небо, лучики солнца сквозь облака, большую красивую разноцветную радугу.
 
Игра «Разгрузи камни»
-Дети, вы знаете, гномы работают в своих подземных пещерах и добывают драгоценные камни. Эти камни имеют разную форму.
-Отгадайте загадки и вы узнаете, камни какой формы добывали гномы. (Предлагаются загадки о геометрических формах).
-Давайте поможем разгрузить камни из тележки. (Кто отгадал загадку, тот достаёт из тележки соответствующую фигуру.)
 
 
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это - (круг)
 
Три вершины тут видны
Три угла, три стороны,-                                                              
Ну, пожалуй, и довольно!        
Что ты видишь? (Треугольник)
 
Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы.
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(Прямоугольник)
 
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны 
Одинаковой длины. 
Вам его представить рад. 
А зовут его… (Квадрат).
 
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность - 
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (Овал)

Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри. 
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник. (Трапеция).
 
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (Ромб).
 
 
Игра «Достань угощение»
- Молодцы! Мы хорошо потрудились, и за это Белоснежка со своими лесными друзьями приготовили угощение. Вот только нам нужно его достать. Посмотрите на карточки и назовите, какие угощения нам приготовили зверюшки. Как их можно достать?  
-Правильно, необходимо выбрать нужные полоски и построить сначала лесенку вверх по возрастающей, а потом, чтобы спуститься вниз, по убывающей. 
(Выполнение задания на местах)
 
Рефлексия
-Ребята, наше путешествие в сказку подошло к концу. Вам понравилось помогать гномам?
-Какое задание вам понравилось больше?
-Что было сложным на занятии?
-Какая цифра была сегодня главной? Почему?
-А теперь, подумайте, какое настроение у вас было на занятии. Выберите круг такого цвета, который отражает ваше настроение, ваши впечатления. Из кругов мы сделаем красивые бусы и подарим их Белоснежке. (Дети нанизывают «бусинки» на шнурок).
-Вот какие красивые бусы для Белоснежки получились!